contact@moja-tula.ru
Регистрация

Поршневые Як-152 для обучения лётчиков. Революция или шаг назад?

23.10.2018, 18:16 0 Новости политики


Министерство обороны России определилось с тем, какие же самолеты придут на смену легендарным, но весьма устаревшим учебно-боевым «летающим партам» Л-39. И тут, если верить утечкам в СМИ, нас ожидает сенсация – это будут не реактивные машины, а поршневые Як-152.


Первые отклики на эту новость очень противоречивы: многие отмечают рациональность такого решения, но много и тех, кому оно откровенно не нравится. Аргументы есть у каждой из сторон, и давайте попробуем в них разобраться.


Поршневые Як-152 для обучения лётчиков. Революция или шаг назад?


Прежде всего нужно хотя бы примерно понимать, как сейчас происходит обучение пилотов тактической авиации (будущих истребителей и штурмовиков). В соответствии с некоторыми международными обязательствами (проще говоря, чтобы диплом нашего Краснодарского высшего военного училища летчиков признавался в других странах), учебный процесс в единственном в России летном училище переведен на «пятилетку». Теперь курсанты в первый год обучения углубленно изучают общие дисциплины, и до летной подготовки дело не доходит вообще.

Усиленное обучение теории летного дела начинается только на втором курсе. А до первых полетов дело доходит лишь на третьем. И при существующем авиапарке училища иначе, вероятно, нельзя – реактивные машины являются отнюдь не самыми простыми в эксплуатации и пилотировании, и сажать за их штурвал курсанта, получившего только ускоренный теоретический курс обучения, просто преступно, что бы там ни говорили про «летающую парту».

Казалось бы, ничего страшного в этом нет, если в итоге курсанты за время обучения все равно успевают получить требуемую практику пилотирования в размере 200 часов общего налета. Но есть, как говорится, и нюансы. В частности, из-за крайне высоких требований к будущему летчику истребителю или штурмовику, на этапе углубленной подготовки происходит некоторый дополнительный отсев (по данным КВВАУЛ, порядка 5-8%) курсантов. Согласитесь, обидно потратить два года на обучение человека, который в силу каких-то определенных особенностей своего организма не выявленных на медкомиссии, оказывается просто негоден для профессии военного летчика?

В то же время опыт наших западных «партнеров» показывает, что для первоначальной летной подготовки неплохо подходят и поршневые машины: на них можно дать курсанту необходимый набор первоначальных навыков, но в то же время и провести необходимый «отсев». При этом такая практика гораздо дешевле во всех смыслах, чем использование реактивных машин.

Нужно отметить, что раньше это было реализовано и у нас, но через систему ДОСААФ. В советские военные летные училища редко приходили курсанты, не имеющие практики налета на поршневых самолетах в аэроклубе. Это позволяло заранее отсеивать заведомо профнепригодных и не тратить на их обучение время и средства в самом училище. Поэтому то, что предлагается сейчас, в известном смысле всего лишь возвращение к «хорошо забытому старому», пусть и на новой организационной платформе.

Не пострадает ли от этого качество обучения курсантов их основному ремеслу? По всей видимости, нет: на третьем курсе и далее, как и прежде, курсанты будут «пересаживаться» на реактивные машины, и основной рабочей лошадкой тут должен статьЯк-130. Эта современная учебно-боевая машина имеет так называемый «цифровой борт», унифицированные с более старшими «собратьями» (типа Су-30) приборы управления и наведения, а значит, поможет будущим пилотам не только освоить реактивную технику, но и подготовит их к освоению более сложных боевых машин, которые им предстоит принять в строевых частях.

Основным аргументом противников перехода на поршневые машины для начального периода обучения является то, что это все-таки шаг назад. Экономические аргументы они считают не очень относящимися к делу, потому что экономить на армии нельзя.

Наверное, с этим можно было бы согласиться, если бы мы не видели примеров и значительно более серьезной экономии. Когда государство тратит миллиарды и миллиарды на разработку истребителя пятого поколения, а в итоге не покупает его, возникает резонный вопрос: а по средствам ли нам не считать денег при обучении летчиков? Или все-таки рациональность не всегда синоним скаредности, и разумная экономия нам не помешает?

Кроме того, в качестве аргумента используется и мобилизационное значение реактивных машин, даже учебных. Тот же Як-130, например, при определенных обстоятельствах вполне можно использовать для нанесения штурмовых и бомбовых ударов по противнику, да и перехватить некоторые типы целей он вполне в состоянии – позволят и скорость, и установленный приборный комплекс. Использовать же для этих целей поршневую машину, особенно такую, как Як-152, вряд ли получится. Однако этот аргумент по-настоящему актуален для государств с крайне ограниченными ресурсами, которые не в состоянии позволить себе полноценных ВВС. Скажем, в гипотетическом конфликте между Марокко и Алжиром это был бы весомый аргумент: если пропустили первый выпад и потеряли истребительный полк, частично можно компенсировать потери за счет пары учебных эскадрилий, и это будет вполне заметное усиление (если мы говорим о Як-130).

Но для России с её ВВС, уровнем решаемых задач и, главное, уровнем потенциальных угроз данный аргумент почти утрачивает свою актуальность. Увы, если мы пропустим первый удар, даже дивизия учебно-боевых машин, срочно мобилизованная на фронт, нам уже не поможет.

Поршневые Як-152 для обучения лётчиков. Революция или шаг назад?


В настоящий момент говорится о том, что Министерство обороны готовится подписать контракт на 230 самолетов Як-152. Правда, нужно иметь в виду, что эта машина ещё не закончила программу государственных испытаний. Кроме того, формально у неё есть конкурент – самолет австрийской разработки Diamond DART-550. Но шансы последнего вызывают большие сомнения хотя бы в силу того, что на австрийской машине использованы американские двигатели General Electric GE H75-100. В то же время производство немецкого двигателя RED-A03T для Як-152 уже локализовано в России, и его использование в конструкции самолета не должно стать препятствием для закупки.

Вероятно, следует признать, что решение российского Министерства обороны является примером рационального компромисса. И если оно приведет всего лишь к экономии средств без ущерба для качества обучения летчиков, его уже можно будет назвать оправданным.
Автор:Виктор Кузовков

Поршневые Як-152 для обучения лётчиков. Революция или шаг назад?
Контакты:
Адрес:
Воеводина, стр. 152-д
119301
Москва,
Телефон:+7 269-815-31-24,
Электронная почта: contact@moja-tula.ru рекомендательный портал
УНИКАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

rolex daytona

ROLEX DAYTONA

Бельгийский механизм с автоподзаводом. Абсолютное соответствие оригиналу, вплоть до серийного номера и уникальной резьбы на задней крышке...

2 390 ₽

Breitling Navitimer

Breitling Navitimer

Излюбленные часы пилотов и горячих поклонников авиации, оснащенные мануфактурным механизмом Breitling Caliber 01 со скидкой...

1 990 ₽

Men's Watches

витрина мужских часов

Ликвидация коллекции мужских часов. Скидки на весь ассортимент 70%! БРЕНДЫ: AMST, WINNER, HUBLOT, COOT, U-BOAT, HPOWL. Оплата при получении...

2 990 ₽

Porsche Design

часы Porsche Design

Часы Porsche Design на сегодняшний день являются показателем успеха современного мужчины! Всемирно известный бренд с непревзойденным....

2 990 ₽

 

Еще новости по теме

Глава Пентагона обещает

Министр обороны Соединенных Штатов Джеймс Мэттис прокомментировал инцидент в небе над Сирией, связанный со сближением истребителей РФ и США. Как сообщают СМИ, Мэттис заявил, что не ждет от летчиков…

16.12.17 Экономика

В США выяснили причину

В январе текущего года в ВВС США зафиксирована целая серия случаев помутнения сознания у летчиков, пилотировавших легкие турбовинтовые штурмовики T-6 Texan II, которые используются в качестве учебно-б…

28.09.18 Новости политики

Россия показала самолёты

Министерство обороны РФ  опубликовало уникальные видеокадры ракетных пусков и авиабомбардировки корабельной группы условного противника истребителями Су-30СМ авиации Южного военного округа. На видео з…

28.09.18 Новости политики

В США перестали летать

Полеты 30 штурмовиков А-10 Thunderbolt II в Соединенных Штатах были временно приостановлены. Как сообщают СМИ, приостановка полетов случилась после жалоб пилотов на плохое самочувствие. Два экипажа…

25.03.18 Экономика

Соцсети обсуждают "тараканью

Пользователи в соцсетях принялись активно обсуждать новость о том, чем кормят будущих военных летчиков на Украине. Украинских курсантов в столовой университета Воздушных сил им. Кожедуба в Харькове…

25.11.17 Экономика

Япония купит у США еще

Министерство обороны Японии рассматривает возможность покупки истребителей пятого поколения F-35A у США. По данным газеты Mainichi, правительство Японии уже решило приобрести 42 истребителя F-35, од…

18.01.18 Экономика

Пентагон показал «образцовые»

В интернете опубликовано видео с воздушными инцидентами над Балтикой 23 ноября и 13 декабря. Как отмечается в комментарии Пентагона, в начале ролика американских летчиков поднимают по тревоге в 2014 …

21.03.18 Экономика

Причины по которым РФ не

Товарищи аналитики, иногда мне кажется, вы упускаете из виду некоторые общие принципы и процессы, концентрируясь на деталях и частностях. Забывая, что время не стоит на месте и нужно, иногда, смотреть…

09.09.18 Новости политики

Экипажи морской авиации

Экипажи истребителей и бомбардировщиков морской авиации Балтийского флота тренируют свои умения поражать наземные мишени на одном из полигонов в Калининградской области Среди применяемого вооружения р…

23.09.18 Новости политики

Минобороны РФ прокомментировало

Маршруты следования российских истребителей Су-30СМ над Балтийским морем были согласованы с международными органами управления, сообщает пресс-служба Министерства обороны России. Как говорится в офиц…

08.01.18 Экономика

Стало известно о проблемах с

Военный врач, полковник ВВС США Джей Флоттман раскрыл возможную причину плохого самочувствия пилотов новейших американских истребителей F-35. Американский военный медик Джей Флоттман назвал возможн…

31.12.17 Экономика

В небе лучше не встречаться:

В ноябре 2017 года ВВС России получили первые восемь из 26 вертолетов Ми-28УБ. УБ (с двойным комплектом управления) - это учебно-боевой вариант Ми-28Н. Он был впервые представлен публике в 2013 году и…

11.12.17 Экономика

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

© «ИНФО онлайн», 2011 - 2018
Закрыть