[email protected]
Регистрация

Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что есть на Зодчестве»

04.12.2018, 01:00 115 В Москве
0

Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что есть на Зодчестве»


Можно ли сделать архитектурную экспозицию понятной и интересной как для профессионалов, так и для широкой аудитории? Насколько удается решить эту задачу на «Зодчестве»?

Я участвовал во многих выставочных мероприятиях и как куратор, и как экспозиционер. И могу сказать, что в плане интересности и качества подачи архитектурного материала в абсолютном топе находится венецианская биеннале. Эта выставка делается для людей и отсюда ее огромная посещаемость. Добиться такого результата – сложнейшая задача, требующая высокопрофессиональной команды, умеющей не только решать весь комплекс экспозиционных и программных вопросов, в том числе привлечения «звездных» кураторов и участников, но и вопросов взаимодействия с городом, привлечения финансирования, и так далее.Также интересен и показателен пример Международного архитектурного фестиваля WAF. В середине ноября на Культурном форуме в Санкт-Петербурге, на секции «Креативная среда и урбанистика», которую я курирую, выступит Пол Финч – один из инициаторов и руководителей WAF. В числе прочих вопросов мы будем обсуждать возможность проведения в России одного из следующих фестивалей или фестиваля, аналогичного WAF.Наиболее успешные проекты отличает коллаборация различных институций. Объединение усилий и комбинирование различных точек зрения и подходов к заявленной теме всегда обогащают экспозицию, придавая ей глубину и многогранность. И если бы передо мной встала задача организовать фестиваль, подобный «Зодчеству», я первым делом пригласил бы к сотрудничеству Притцкеровский комитет или того же Пола Финча. Уверен, что их участие, сочетание их видения и опыта с нашей фактурой могло бы дать очень интересный эффект, и уверен, такое мероприятие пользовалось бы популярностью среди самой широкой аудитории. Этот эффект – иного отношения, более внимательного, что ли, к тому, что говорят или делают там, продолжает работать в нашей стране. Мне кажется, именно он сработал с парком «Зарядье». Хвалебные отклики в зарубежных СМИ привели к бурному подъему популярности и публикуемости парка.Мне кажется, что Зодчеству в том виде, в каком оно есть сейчас – скорее профессионального цехового мероприятия, замкнутого на себе и никак не работающего с привлечением широкой аудитории, было бы очень полезно перенять опыт мировых архитектурных фестивалей, в том числе в плане сотрудничества с мировой прессой и с мировыми институциями.Огромное значение для подъема авторитета премий, вручаемых на «Зодчестве», дало бы приглашение в жюри архитекторов мирового уровня и разработка системы оценок конкурсных проектов, гарантирующих отсутствие ангажированности.Но в целом я могу сказать, что «Зодчество» активно развивается и пытается искать новые форматы для того, чтобы сохранить эту действительно значимую для многих архитекторов из различных регионов возможность выставить свои проекты и постройки, встретиться с коллегами и обсудить актуальные вопросы архитектурно-строительного рынка на этом главном архитектурно-градостроительном событии России.Эту работу можно и нужно продолжать, перенимая опыт и сотрудничая с ведущими архитектурными институциями. В том числе с нашим Комитетом по архитектуре и градостроительству Москвы, который регулярно показывает на «Зодчестве» свою экспозицию, отражающую наиболее яркие и значимые события архитектурной жизни столицы. И мы готовы расширять свое участие, как делаем это на Арх Москве, например.Вы считаете, что в России есть запрос на создание некой открытой площадки для того, чтобы говорить об архитектуре, ее проблемах и достижениях?Я считаю, что популяризация архитектуры крайне важна. В любых форматах. Нужно развивать свои СМИ, свои интернет-издания, нужно идти к людям. Одновременно с проблемой неосведомленности общества об архитектурной политике и практике, существует еще одна достаточно болезненная тема: отсутствие заинтересованности в архитектурном сообществе со стороны власти, которая не считает эту сферу электорально значимым фактором. Отсутствие архитектуры в активном дискуссионном поле практически превращает нашу область деятельности в информационную «невидимку». И ситуация, лишь изредка меняется, но и то чаще не из-за позитивных сообщений, а как часть каких-то скандалов, в том числе связанных с историческим наследием или ситуацией на рынке недвижимости. В целом очень ограниченная часть российского общества понимает, что такое архитектура, какую роль она играет в культурной и экономической жизни страны, чем занимается архитектор, какие у него полномочия и так далее.Насколько заинтересованы сами архитекторы в выстраивании таких контактов и присутствии в информационном поле?Боюсь, нужно признать, что российские архитекторы в большинстве своем не умеют и не стремятся презентовать себя и рассказывать о своей работе. Наиболее показательным примером могут служитьданные о популярности различных архитекторов на основе запросов в Google. Так вот, самый популярный западный архитектор – Норманн Фостер имеет более 60 млн запросов. И это не просто счастливое стечение обстоятельств или дань моде – это результат системной работы с аудиторией и самопрезентация: издание книг, организация выставок, интервью в изданиях и на телевидении, съемки документальных фильмов. В этой деятельности вместе с архитектором участвуют заказчики его проектов и даже власти тех городов, в которых он построил свои здания. Архитектура является частью медийного пространства и работает на имидж города и даже страны. Кто у нас из архитекторов что-нибудь написал что-то популярное, интересное, полезное для развития профессии, что-то что сделало бы его заметным? Глазычев был в свое время. А сейчас буквально считанные архитекторы в России пишут и издают популярные книги об архитектуре или делают выставки. Рейтинги по запросам, даже у наших самых популярных архитекторов, таких как Григорян, Скуратов, Чобан – в разы меньшие, чем у западных коллег. Многие отечественные архитекторы стоят на позиции творцов, чьи произведения должны быть любимы обществом автоматически.Складывается впечатление, что в нашей стране ситуация с информацией об архитектуре и архитекторах принципиально отличается от того, как живет профессиональное сообщество за рубежом. Насколько применим в этих условиях иностранный опыт организации и проведения архитектурных выставок? Можем ли мы брать пример с венецианской Биеннале или WAF? О чем мы можем вести диалог с Притцкеровским комитетом? Может быть нам стоит искать свои формы подачи архитектурной информации и искать их придется долго?Понятно, что мы говорим о гигантской работе, многолетней, в которой должны участвовать все профильные институции, в том числе музеи. Но надо изучать опыт, почему так происходит, почему там такие звезды, а мы не такие. Нужны эксперименты с форматами архитектурных выставок и фестивалей, нужно искать способы взаимодействия и сотрудничества с федеральными и городскими властями, деловым сообществом. И этот процесс идет. В крупнейших российских городах проходят свои фестивали и конкурсы, многие на очень высоком уровне и с интересными находками в плане формы презентации архитектурных материалов.К вопросу о подаче архитектуры. Сейчас архитектурные объекты часто показывают и оформляют так же, как и произведения современного искусства. На этом строится, в числе прочего, эффектность экспозиции венецианской биеннале. Насколько это оправдано, на ваш взгляд?Я бы сказал, что показывают не объекты и проекты, а имена и смыслы. Кураторы выставок приглашают именитых архитекторов и дают им возможность выразить актуальные для них темы в произвольной, чаще всего достаточно артистичной и эффектной форме. Людям малоинтересно поедать рекламу – надо пригласить зрителя если не обсудить, то хотя бы осмыслить и прочувствовать заявленную проблему. Людям интересно смотреть на инсталляции, которые дают возможность саморазвития, анализа и интерактивного вовлечения в познание современной архитектуры. Посмотрите, как выстраивали экспозицию Алехандро Аравена или Рем Колхас. Это что угодно, только не презентация проектов. А все, что мы пока умеем здесь в России – выставлять проекты. Что же удивляться, если люди не хотят на это смотреть?Возможно, единственным способом преодолеть нынешнюю ситуацию с презентацией архитектуры может быть развитие института кураторов выставок, которые профессионально смогут формулировать темы и выстраивать экспозиции в соответствии с заданной идеей. И пример «Зодчества» тому подтверждение, не так ли?Я считаю, кураторские проекты – это лучшее, что есть на Зодчестве. И я очень надеюсь, что эта практика будет продолжена. Москомархитектура также старается подходить к созданию экспозиции Москвы с тех же концептуальных позиций. Для нас очень важно каждый раз выявлять наиболее актуальную тему и найти для нее оригинальное дизайнерское решение. Фактически, мы стремимся представить полноценный кураторский проект, отражающий архитектурную политику крупнейшего мегаполиса России.В этом году мы покажем развитие одного из мега-проектов, начатых правительством Москвы в 2014 году – реконструкцию прибрежных территорий вдоль Москвы-реки. Сейчас мы находимся на этапе перехода к стадии реализации сразу нескольких ключевых элементов проекта: создание набережной на территории комплекса ЗИЛАРТ, проведение конкурса на набережную в Тушино и другие проекты развития береговых площадок. Публичная презентация проектов, фиксация в общественном восприятии и в информационном поле факта их будущей реализации помогает ускорить процессы и я очень надеюсь, что демонстрация на фестивале «Зодчество» поможет в этом.

Беседовала: Елена Петухова


Новости от stroimos.mirtesen.ru
Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что есть на Зодчестве»
Контакты:
Адрес:
Воеводина, стр. 152-д
119301
Москва,
Телефон:+7 269-815-31-24,
Электронная почта: [email protected] рекомендательный портал

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нажимая кнопку «ДОБАВИТЬ», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.
 
Читайте также
  • » 16 столичных проектов представят на WAF

  • » Презентован ARCHICAD 23 с Центром художественной гимнастики на обложке

    GRAPHISOFT, ведущий разработчик программного обеспечения в формате BIM, анонсировал выход программы ARCHICAD 23, последнюю версию своего лучшего BIM-продукта. «Это отличная новость для профессионалов. И огромная честь, что московский проект, руководителем авторского коллектива которого я являюсь,...

  • » За три года количество участников фестиваля «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей» выросло в 3 раза

    Стартовав в 2016 году с 13 участников, сегодня количество заявленных на фестиваль колледжей – 35. Об этом сообщил руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин. По …

  • » На ЗИЛе появится жилой комплекс со скульптурами голубей на крыше

    На территории ЗИЛа планируется построить жилой комплекс, украшенный скульптурами голубей. Ранее проект согласовала Москомархитектура, рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. …

  • » Выставку участников конкурса на разработку концепций экспериментальных площадок реновации посетило более 5,7 тыс. человек

    За месяц работы экспозицию участников Архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепций экспериментальных площадок реновации жилищного фонда в Москве посетило более 5,7 тысяч человек. …

  • » Хибара из китайской глубинки победила на крутом архитектурном конкурсе. Как?!

    В Берлине подведены итоги ежегодного архитектурного конкурса, проводимого в рамках Всемирного фестиваля архитектуры (World Architecture Festival, WAF). Премии за самые яркие проекты в разных номинация…

  • » Медведев рассказал о своем отношении к современному искусству

    Глава российского правительства Дмитрий Медведев в понедельник 27 ноября посетил Московской биеннале современного искусства в Третьяковской галерее на Крымском валу. Как сообщают СМИ, Медведев назв…

  • » Наиболее полную экспозицию работ Малевича покажут в Москве

    В российской столице в пятницу 24 ноября для широкой публики откроется выставка «Казимир Малевич. Не только "Черный квадрат"». Как сообщают СМИ, выставка представляет собой наиболее полное собрание…

  • » Технология Blockchain и криптовалюта в нефтегазе.

    В частности, выступавшие эксперты рассказали о возможностях привлечения инвестиций с помощью эмиссии токенов, об особенностях и условиях подготовки, и проведения ICO (Initial Coin Offering), а также…

  • » В Петербурге обсудили общественные пространства на примере «Зарядья»

    Российские и зарубежные эксперты приняли участие в обсуждении темы «Общественные функции как драйвер развития городских территорий» на VI Санкт-Петербургском культурном форуме. …

  • » Технология Blockchain и криптовалюта в нефтегазе.

    В частности, выступавшие эксперты рассказали о возможностях привлечения инвестиций с помощью эмиссии токенов, об особенностях и условиях подготовки, и проведения ICO (Initial Coin Offering), а также…

  • » В Москве разберутся со штрафами за неоплату парковки в Петербурге

    В Москве займутся решением вопросов, связанных со штрафами за неоплаченные парковки в Петербурге. Соответствующий запрос представители городского управления ГИБДД направили в федеральный центр. О том…

  • » 3D карта квартир по программе реновации появится до конца года

    3D карту с виртуальными моделями квартир по программе реновации жилья представят до конца года, сообщил журналистам главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в кулуарах Большого культурного форума в С…

  • » Мединский отреагировал на "анекдот" о стоп-листах Минкульта

    Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал "анекдотом" сообщения о списках нежелательных лиц на культурном форуме в Санкт-Петербурге. Министр культуры России Владимир Мединский назвал "анекдотом…

  • » Итоги архитектурного конкурса проектов реновации подведут в начале 2018 года

    Итоги архитектурного конкурса на пять пилотных площадок программы реновации жилья в столице подведут в начале 2018 года. Об этом на Санкт-Петербургском Международном Культурном форуме рассказал главны…

  • » В Санкт-Петербурге обсудили будущее массовой архитектуры

    Современный опыт показывает, что нужно строить много и быстро, используя повторяющиеся элементы, но при этом учитывать ошибки первого индустриального домостроения и избегать однообразия, заявил главны…

  • » Секция «Креативная среда и урбанистика» открылась дискуссией о массовой архитектуре

    В рамках VI Санкт-Петербургского культурного форума состоялось пленарное заседание «Архитектура для масс: преодолевая стереотипы». Ведущие международные и российские архитекторы обсудили, что же скрыв…

  • » Итоги архитектурного конкурса по реновации подведут в начале 2018 года

    Итоги архитектурного конкурса по программе реновации жилья в Москве будут подведены в начале следующего года, заявил журналистам в четверг главный архитектор столицы Сергей Кузнецов на VI Санкт-Петерб…

  • » Минкульт отрицает существование "черных списков" деятелей культуры

    СМИ сообщают о так называемом "черном списке" Министерства культуры России. В этот список якобы входят те деятели культуры, которых Министерство культуры не хочет видеть на VI Международном культу…

  • » Именитые архитекторы поделятся опытом с молодежью в Петербурге

    Студенты, которые приняли участие в московской конференции «Открытый город», отправятся на VI Санкт-Петербургский культурный форум. Ребята посетят деловую программу сек…

  • » Студентов-победителей «Открытого города» ждет насыщенная программа на Культурном форуме

    Участники конференции «Открытый город» посетят Академию Танца Бориса Эйфмана, «Студию 44» и бюро «Евгений Герасимов и партнеры» в рамках визита на Санкт-Петербургский культурный форум. …

  • » В Воронеже откроется выставка фотографий «Первозданная Россия»

    Выставка избранных фотографий Общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия» откроется в Выставочном зале Союза художников в понедельник, 13 ноября. Воронежцы увидят 80 работ лучших российски…

  • » Сергей Кузнецов: «Надо уметь адаптироваться к специфике места»

    Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о градостроительных задачах и архитектуре двух столиц Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в этом году снова возглавит …

  • » «Манифест в архитектуре» станет темой третьего дня секции «Креативная среда и урбанистика»

    Художники, кинематографисты, архитекторы и девелоперы соберутся на площадке секции «Креативная среда и урбанистика» VI Санкт-Петербургского культурного форума, чтобы обсудить будущее архитектуры. …

  • » Общественные пространства Коммунарки станут ориентирами развития в последующие 20 лет

    Состоялась рабочая встреча участников, прошедших во второй тур открытого международного архитектурного конкурса на выбор лучшего концептуального проекта комплекса общественных городских пространств в …

  • » Завершился первый этап архитектурного конкурса по созданию городских общественных пространств в Новой Москве

    Первый квалификационный этап открытого международного конкурса на выбор лучшего концептуального проекта комплекса общественных пространств в Новой Москве завершился. По итогам голосования жюри были от…

  • » Конференция «Открытый город»: пройди опрос и предложи свой формат участия

    28 и 29 сентября в музее Москвы состоялось крупнейшее событие в сфере архитектурного образования – выставка-конференция «Открытый город». Каждый год мы пробуем новые форматы, и нам важно ваше мнение, …

  • » Конференция «Открытый город»: пройди опрос и предложи свой формат участия

    28 и 29 сентября в музее Москвы состоялось крупнейшее событие в сфере архитектурного образования – выставка-конференция «Открытый город». Каждый год мы пробуем новые форматы, и нам важно ваше мнение, …

  • » Последние дни регистрации на секцию «Креативная среда и урбанистика»

    20 октября закрывается регистрация на секцию «Креативная среда и урбанистика», которая уже второй раз проходит в рамках Санкт-Петербургского культурного форума под руководством главного архитектора Мо…

  • » Главные архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга откроют секцию «Креативная среда и урбанистика»

    «Архитектура для масс: преодолевая стереотипы» – эта сессия откроет секцию «Креативная среда и урбанистика» на VI Санкт-Петербургском культурном форуме 16 ноября в 10.00. …

  • » Архгруппа из Москвы стала лауреатом молодежной архитектурной биеннале

    Лауреатом российской молодежной архитектурной биеннале стала архитектурная группа Citizenstudio из Москвы. Она получила золотой приз за создание по-настоящему многофунк…

  • » Архгруппа из Москвы стала лауреатом молодежной архитектурной биеннале

    Лауреатом российской молодежной архитектурной биеннале стала архитектурная группа Citizenstudio из Москвы. Она получила золотой приз за создание по-настоящему многофунк…


  • © «ИНФО онлайн», 2011 - 2021
    Закрыть