[email protected]
Регистрация

Сергей Чобан: «Архитекторы постоянно бегут впереди прогресса»

23.10.2017, 22:25 86 В Москве
0

Сергей Чобан: «Архитекторы постоянно бегут впереди прогресса»


Как красота дает зданиям шанс на новую жизнь, почему люди хотят жить в малоэтажных районах и одновременно мечтают о небоскребах и чем занимаются молодые архитекторы?

Об этом РИА Недвижимость на полях Первой российской молодежной архитектурной биеннале рассказал её куратор и председатель жюри, руководитель архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан.

- Сергей, как думаете, есть ли у заказчиков доверие к молодым архитекторам? Создается впечатление, что в крупных конкурсах участвуют только опытные команды…

— Во-первых, на архитектурном рынке — как и на любом другом — царит известная конкуренция. Это означает, что любой архитектор должен постоянно подтверждать свою компетенцию. Архитектору без опыта сделать это сложнее, потому что он еще не наработал собственную базу быстрых и верных ответов на те или иные запросы. В любой стране задач всегда меньше, чем архитекторов, и в этой конкуренции успех зависит от того, насколько ты индивидуален и интересен для потребителя. Тем не менее, молодые архитекторы привлекаются к работе. И им, конечно, нужно помогать. Ведь продолжительность жизни, к счастью, постоянно увеличивается, а это значит, что архитекторов среднего и старшего возраста становится все больше, свои позиции они сдавать не хотят. Одной из задач Первой российской молодежной архитектурной биеннале как раз и было дать молодым возможность, особенно тем, кто живет в регионах, показать себя на должном уровне. Спасибо за эту возможности Минстрою РФ и Республике Татарстан. Я надеюсь, что теперь ребят заметят, их идеи оценят, и они получат реальные заказы. Возможно, со временем появятся даже квоты на участие молодых в тех или иных тендерах. Я в целом вообще довольно оптимистично смотрю на профессиональную востребованность молодежи, ведь за последние лет семь на этом поле произошли поистине тектонические сдвиги. Благодаря главному архитектору столицы Сергею Кузнецову и институту "Стрелка" в Москве или здесь, в Татарстане, благодаря руководству региона и, в частности, помощнице президента республики Наталии Фишман, молодые архитекторы получают все больше заказов, реализуют свои проекты. То есть процесс-то идет.

- Как на ваш взгляд, те проекты, которые мы видим сейчас на биеннале — это на века? Или они через 50-100 лет они устареют и пойдут под снос?

— Для того, чтобы дома были долговечными, необходимо делать их фасады как можно более разными и с как можно более выразительной текстурой поверхности. Именно на решение этой задачи, на мой взгляд, необходимо переориентировать строительную индустрию, имеющиеся в нашем распоряжении технологии. Ведь что произошло в XX столетии? Модернизм утвердил функциональное и структуральное развитие архитектуры, при котором форма здания воспринимается как нечто на порядок более важное, чем структура его поверхности. Изобразительность архитектуры оказалась в положении падчерицы. И это при том, что функции очень быстро устаревают! То есть те квартиры, в которых мы живем сегодня — это не те квартиры, в которых мы будем жить завтра. Я вообще, знаете, не исключаю, что в какой-то момент на нас на всех наденут очки виртуальной реальности, и мы сможем жить в квартире площадью 5 квадратных метров, а думать, что их 200. Другими словами, дома, которые мы сегодня имеем, видимо, будут либо снесены, либо их основная функция кардинально изменится. И ровно то же самое происходит с домами, построенными 100 лет назад. Они только потому и сохраняются, что их фасады интересны и красивы, а форма проста, утилитарна и способна вместить самые разные функции. Так фабрики становятся жильем и офисами, а бывшие дворянские усадьбы становятся музеями, или, скажем, больницами. Поэтому единственный способ продлить жизнь строящихся зданий — это переориентировать индустрию на создание красивой — и поэтому долговечной — поверхности и структуры, способной вместить разные функции, то есть не имеющей, например, слишком низких потолков, подходящих для отеля, но не для других видов последующего использования.

- Почему большинство проектов на биеннале очень похожи по замыслу: малоэтажный жилой квартал с неким благоустройством посередине. Это настоящий тренд или что-то вроде моды?

— Я думаю, что основная масса людей хочет жить в домах средней и низкой этажности. Также они хотят иметь защищенное внутреннее пространство для совместной коммуникации внутри одного двора, куда можно выпустить детей, не боясь, что они окажутся на проезжей части или уйдут в неизвестном направлении. Эта целевая аудитория составляет, на мой взгляд, 70-80% населения. Косвенно эти данные подтверждают и результаты биеннале: большинство молодых архитекторов, не имея над собой диктата инвесторов, нацеленных на максимальное использование участков, интуитивно выбрали именно такую конфигурацию квартала.

- Как тогда объяснить то, что большинство футуристичных проектов на биеннале именно высотные? И вообще, будущее мы ассоциируем именно с городами небоскребов?

— Все просто: это единственное направление, которое можно развивать до бесконечности. С горизонтальным направлением так не получится, все мысли о том, что города растекутся по ландшафту, и людей будет просто не видно в этом ландшафте, ушли в небытие. Людям не нравится ездить на машинах по 4 часа до работы, а компьютерные технологии, хотя они развились очень сильно, все равно не смогут заменить живого общения и присутствия. Мы гораздо более консервативны, чем думаем. Мы по-прежнему любим жить в городах, большинство — в домах средней этажности. Поэтому единственное направление, в котором нам — человечеству — хочется развиваться — это вертикальное. Когда вроде бы вся структура остается, но начинает расти в высоту. Например, Нью-Йорк, возникший как высотный город в начале XX века. Это, в общем-то, типичный европейский город, в котором появились слои вертикальных доминант. Это как раз консервативное стремление человека оставаться в типичном плотном городе, но при этом иметь возможность парить над застройкой.

- Почему проекты современных жилых домов так похожи друг на друга, хотя на них написано, что это — индивидуальный проект?

— Дома в принципе очень похожи друг на друга, поэтому основное их различие, особенно если говорить об утилитарной застройке, — это деталировка, украшения, фактура поверхности. По тому, как эти поверхности отличаются друг от друга, вы и идентифицируете различия домов. И сто, и двести лет назад было совершенно очевидно, что основной задачей архитектора было украшать примерно одну и ту же конструкцию дома. Сегодня эта ситуация выглядит точно так же. Мы все еще не достигли такой диверсификации форм, которая оказалась бы экономически целесообразной. Архитекторы постоянно бегут впереди прогресса и думают, что здания могут быть сложнее по своей форме, но заказчики сдерживают нас и просят делать дома прямоугольными, без выступов и западов. И ты все время возвращаешься на поле вот этой одинаковости. И есть единственный способ ее побороть — продумывать разнообразие и индивидуальность поверхности.

- Мы всё время говорим о жилье, а существует ли сейчас архитектура индустриальных зданий? Старые фабрики сейчас становятся офисами или даже жильем. А строят ли в наши дни что-то такое же?

— Какие-то промышленные здания и комплексы, конечно, строятся, но они настолько строго следуют своей основной функции, что говорить в их случае об архитектуре очень сложно. Вот как вы думаете: нужны ли для здания вагоноремонтного завода окна? Думаю, нет. Но, тем не менее, прежде эти окна всегда делались, поскольку их авторы исходили из необходимости задать на фасаде определенный ритм, и даже если настоящих окон не было, на фасаде возникали имитирующие их ниши, которые облицовывались разнообразным кирпичом. Архитекторы понимали, что нужно так сделать, чтобы дом гармонично смотрелся в городской среде и не обращал на себя внимание своей излишней лапидарностью, бедностью своей поверхности. Сегодня же подход совершенно другой. По функции нужны окна? Нет? Значит, делаем просто глухую стену. В результате получается барак, и так делается во всем мире. Это одно из мелких частных последствий общего модернистского стремления к "очестнению" архитектуры, то есть созданию формы и поверхности, максимально отвечающих сиюминутной функции.

- А у этих зданий есть какие-то шансы продолжить существование после смены функции?

— У каких-то коробок есть шанс продолжить свою жизнь, если их "кожа" и структура достаточно долговечны, а у каких-то нет. У большинства, думаю, нет. Зачем ревитализировать какой-то неприглядный барак, если его можно просто сломать и построить что-то более интересное, что, кстати, всегда дешевле.

- В наших ВУЗах есть такая профессия — градостроительство. Это то же самое, что и модное сейчас понятие "урбанистика" или есть разница?

— Конечно, в этих понятиях есть нюансы и различия, но в глобальном смысле это одно и то же. И я, кстати, всегда выступаю за то, чтобы градостроитель одновременно был архитектором и наоборот. Человек должен чувствовать пространство не только на плане, но и в масштабе пешехода, до структуры поверхностей отдельных зданий и их дверных ручек. Но, видимо, я в этом смысле в меньшинстве, потому что профессия все больше дробится на отдельные производственные участки.

-Но вот сейчас интерес к профессии стал заметнее…

— Он всегда был заметен: и когда барон Осман создавал новый Париж, и когда строился Петербург, и когда разрабатывался генеральный план Барселоны. Городская ткань всегда была диктующей. Структура улиц, очередность свободных и замкнутых пространств — это и есть то, что задает и формирует характер города.

- А что сейчас актуально в градостроительстве?

— Я думаю, сейчас оно должно в первую очередь решать проблему безопасности пешехода. То есть не высокомобильных групп населения, а именно пешеходов, которые должны чувствовать себя в городе, на его улицах, максимально уверенно и безопасно. Людям должно быть приятно перемещаться по улицам, паркам, бульварам, и градостроительство должно этому всячески способствовать.

- То есть "геноцид" автомобиля продолжается?

— В известной степени продолжается. Постепенно город становится все более неудобным для автомобилистов-индивидуалистов, которые не просто хотят передвигаться на автомобиле, но передвигаться в одиночку, в такие места, куда можно дойти и пешком. Я убежден, что водить машину — это профессия, и огромное количество неуверенных водителей на дороге — это фактор риска. Темп жизни в городах сейчас переходит на другие рельсы. Сегодня, просто открыв электронную почту, можно решить многие вопросы за 10 минут, поэтому уже нет смысла постоянно ездить в офис. Наша жизнь ускоряется за счет развития технологий, и сегодня уже не надо быстро передвигаться, чтобы ускорить свой темп, поэтому вопросы безопасности и комфорта городских пространств выходят на первый план.

Мария Неретина


www.moja-tula.ru
Сергей Чобан: «Архитекторы постоянно бегут впереди прогресса»
Контакты:
Адрес:
Воеводина, стр. 152-д
119301
Москва,
Телефон:+7 269-815-31-24,
Электронная почта: [email protected] рекомендательный портал

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Нажимая кнопку «ДОБАВИТЬ», вы соглашаетесь с условиями обработки персональных данных.
 
Читайте также
  • » Центральную городскую площадь спроектировали участники «Открытого города»

  • » В Москве открывается выставка проектов монументально-скульптурной композиции «Строителям Москвы»

    Не менее 20 работ будут представлены на выставке в рамках Всероссийского открытого конкурса по лучшему решению концепции монументально-архитектурной композиции «Строителям Москвы». Как сообщил руково…

  • » Реконструкция Московского дворца молодежи займет два года

    Здание, являющееся ярким образцом позднего советского модернизма, было построено в 1982–1988 годах по проекту архитекторов Якова Белопольского, Максима Беленя, Михаила Посохина, Владимира Хавина. В 2…

  • » В Москве названы имена победителей Всероссийского фестиваля «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей»

    В Москве названы имена победителей конкурсной программы III Всероссийского фестиваля «Городское пространство: взгляд будущих градостроителей». Как сообщил руководитель Департамента градостроительной п…

  • » Более 20 работ представят на выставке проектов скульптуры «Строителям Москвы»

    Выставка продлится до 30 ноября. На ней будет представлено более 20 работ. «22 ноября пройдет экспертиза проектов, после чего будет вынесено окончательное решение», – сказал председатель жюри, руково…

  • » Сергей Кузнецов: «Кураторские проекты – лучшее, что есть на Зодчестве»

    Можно ли сделать архитектурную экспозицию понятной и интересной как для профессионалов, так и для широкой аудитории? Насколько удается решить эту задачу на «Зодчестве»? Я участвовал во многих выставо…

  • » «Страна бездомных»: первое впечатление русского от поездки в США

    Очень много последних материалов у меня стали посвящены Соединенным Штатам Америки. Возможно, это происходит потому, что я сам лично сейчас очень много смотрю и читаю об этой стране, а, может быть…

  • » Названы имена победителей фестиваля ландшафтных архитекторов и дизайнеров

    Определены победители конкурсной программы фестиваля «Дом на Брестской приглашает: архитектура, дизайн, ландшафт-2018», сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвки…

  • » Архитекторы поделились впечатлениями от общественных обсуждений

    Обсуждения проектов, вышедших в финал конкурса планировки кварталов по программе реновации, стали беспрецедентным для столицы опытом. 17 января архитекторы-конкурсанты рассказали «ВМ», какой вывод они…

  • » На ЗИЛе появится жилой комплекс со скульптурами голубей на крыше

    На территории ЗИЛа планируется построить жилой комплекс, украшенный скульптурами голубей. Ранее проект согласовала Москомархитектура, рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. …

  • » В Москве прошла Международная конференция по реновации жилья

    13 декабря в столице прошла первая Международная конференция «Реновация – создание комфортной городской среды», организованная совместно Правительством Москвы, Комплексом градостроительной политики и …

  • » Объявлен конкурс на облик жилого района у метро «Мякинино»

    Молодые российские архитекторы пробуют свои силы в новом архитектурном конкурсе на создание облика нового жилого района вблизи станции метро «Мякинино», сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнец…

  • » В Москве прошла первая международная конференция, посвященная программе реновации жилья

    В среду, 13 декабря, в столице прошла международная конференция «Реновация – создание комфортной городской среды», организованная совместно Правительством Москвы, Комплексом градостроительной политики…

  • » Голландские архитекторы разработают проект благоустройства территории в Коммунарке

    Объявлен победитель открытого Международного архитектурного конкурса на разработку концепции общественных пространств в поселке Коммунарка Новой Москвы, сообщил председатель жюри конкурса, главный арх…

  • » MLA+ разработает концепцию общественных пространств в Новой Москве

    Объявлен победитель открытого международного архитектурного конкурса, проводимого Москомархитектурой и ГК «А101», на разработку концепции общественных пространств площадью 100,2 га на территории Новой…

  • » Итоги архитектурного конкурса проектов реновации подведут в начале 2018 года

    Итоги архитектурного конкурса на пять пилотных площадок программы реновации жилья в столице подведут в начале 2018 года. Об этом на Санкт-Петербургском Международном Культурном форуме рассказал главны…

  • » Итоги архитектурного конкурса по реновации подведут в начале 2018 года

    Итоги архитектурного конкурса по программе реновации жилья в Москве будут подведены в начале следующего года, заявил журналистам в четверг главный архитектор столицы Сергей Кузнецов на VI Санкт-Петерб…

  • » Сергей Кузнецов: «Надо уметь адаптироваться к специфике места»

    Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о градостроительных задачах и архитектуре двух столиц Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в этом году снова возглавит …

  • » «Манифест в архитектуре» станет темой третьего дня секции «Креативная среда и урбанистика»

    Художники, кинематографисты, архитекторы и девелоперы соберутся на площадке секции «Креативная среда и урбанистика» VI Санкт-Петербургского культурного форума, чтобы обсудить будущее архитектуры. …

  • » Завершился первый этап архитектурного конкурса по созданию городских общественных пространств в Новой Москве

    Первый квалификационный этап открытого международного конкурса на выбор лучшего концептуального проекта комплекса общественных пространств в Новой Москве завершился. По итогам голосования жюри были от…

  • » Сергей Чобан: молодые архитекторы показали, как сами хотели бы жить

    Куратор Первой Российской молодежной архитектурной биеннале, архитектор Сергей Чобан – о конкурсе и о прошедшем мероприятии, молодых архитекторах, их восприятии и развитии российской жилой застройки. …

  • » Сергей Чобан: Молодые архитекторы показали, как сами хотели бы жить

    Куратор Первой Российской молодежной архитектурной биеннале, архитектор Сергей Чобан – о конкурсе и о прошедшем мероприятии, молодых архитекторах, их восприятии и развитии российской жилой застройки. …

  • » Архитекторы «Зарядья» прошли во II тур конкурса по созданию общественных пространств ТиНАО

    Восемь команд будут участвовать во втором туре открытого международного конкурса на лучший проект общественных пространств в Новой Москве. Среди них пять архитектурных …

  • » Москвичи обеспечены жильем меньше других россиян - Кузнецов

    Обеспеченность населения жильем в столице ниже, чем в среднем по стране, заявил главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. «Есть стереотипы, что в Москве все больше и …

  • » Восемь стран участвуют в конкурсе по созданию общественных пространств в ТиНАО

    Завершился прием заявок на участие в открытом международном конкурсе на выбор лучшего концептуального проекта комплекса общественных пространств в Новой Москве, сообщил главный архитектор Москвы, пред…

  • » Восемь стран участвуют в создании общественных пространств в ТиНАО

    Завершился прием заявок на участие в открытом международном конкурсе на выбор лучшего концептуального проекта комплекса общественных пространств в Новой Москве, сообщил главный архитектор Москвы, пред…

  • » Восемь стран участвуют в конкурсе по созданию общественных пространств в ТиНАО

    Завершился прием заявок на участие в открытом международном конкурсе на выбор лучшего концептуального проекта комплекса общественных пространств в Новой Москве, сообщил главный архитектор Москвы, пред…

  • » Главные архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга откроют секцию «Креативная среда и урбанистика»

    «Архитектура для масс: преодолевая стереотипы» – эта сессия откроет секцию «Креативная среда и урбанистика» на VI Санкт-Петербургском культурном форуме 16 ноября в 10.00. …

  • » Общественные пространства в Новой Москве создадут через конкурс

    Более 50 архитекторов из разных стран участвуют в конкурсе по созданию городских общественных пространств в Новой Москве, сообщил руководитель Департамента развития новых территорий столицы Владимир Ж…

  • » Более пятидесяти архитекторов из 8 стран участвуют в конкурсе по созданию городских общественных пространств в Новой Москве

    «Открытый международный конкурс на лучший концептуальный проект комплекса общественных пространств в Новой Москве заинтересовал отечественных и зарубежных специалистов», - сообщил руководитель столи…

  • » Архгруппа из Москвы стала лауреатом молодежной архитектурной биеннале

    Лауреатом российской молодежной архитектурной биеннале стала архитектурная группа Citizenstudio из Москвы. Она получила золотой приз за создание по-настоящему многофунк…

  • » Архгруппа из Москвы стала лауреатом молодежной архитектурной биеннале

    Лауреатом российской молодежной архитектурной биеннале стала архитектурная группа Citizenstudio из Москвы. Она получила золотой приз за создание по-настоящему многофунк…


  • © «ИНФО онлайн», 2011 - 2021
    Закрыть