Строим комфортную столицу: Марат Хуснуллин об итогах и перспективах
Автор: ALEX 17.01.2019, 01:35 61 В МосквеГод метро в столице
— Марат Шакирзянович, какие знаковые объекты были сданы в Москве в 2018 году?
— Прежде всего, хочу напомнить, что 2018-й год в столице был объявлен мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным Годом метро. И по открытию новых участков линий и станций мы действительно совершили настоящий рывок. С начала года мы уже ввели 15 станций и более 30 километров линий подземки, а также состоялся технический пуск участка Некрасовской линии протяженностью почти семь километров с четырьмя новыми станциями. До конца года введем еще две станции метро: «Беломорскую» на Замоскворецкой линии и «Савеловскую» Большой кольцевой линии. Это беспрецедентный ввод! Такого количества за всю историю московского метрополитена не было ни разу. Максимум — 13 станций самой первой линии метро — Сокольнической, открывшиеся в год рождения столичного метро — в 1935-м. Среди уже открывшихся объектов подземки — первый участок Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Петровского парка» с пятью станциями. Это не просто знаковое, а я бы сказал, эпохальное событие для всей транспортной системы Москвы, не говоря уже о метро, потому что строительство БКЛ — самый масштабный проект за всю его историю. Причем, четыре из пяти станций — пересадочные. Время в пути для сотен тысяч москвичей значительно сократилось. Да и сами станции уникальные. Например, «Деловой центр» отличается тем, что там проложены специальные «вибропути», когда пружины под рельсами гасят колебания, и поезда скользят словно по подушке. На «Хорошевской» современные системы на случай задымления выглядят как арт-объекты. Потрясающая станция — «ЦСКА»: кровля одного из двух вестибюлей, обеспечивающего выход в новый парк на Ходынском поле, одновременно является и смотровой площадкой для посетителей парка; установлены бронзовые скульптуры выдающихся спортсменов. Хочу отметить и знаковые объекты дорожно-транспортного строительства. Мы завершили реконструкцию Калужского шоссе — главной транспортной артерии Новой Москвы, ввели самую протяженную (2,5-километровую) в Москве эстакаду прямого хода — от платформы «Плющево» до эстакады-съезда с Перовской улицы на Северо-Восточную хорду. Запустили движение по прямому ходу Северо-Западной хорды.
Среди других объектов, введенных в этом году, нельзя не выделить уникальный концертный зал «Зарядье», ставший жемчужиной ландшафтного парка, объектом, которым гордится теперь не только Москва, но и вся Россия. Его открытие стало замечательным подарком всем москвичам и гостям столицы к Дню города. Подобных сооружений в нашей стране еще никто никогда не строил, да и в мире мало какой концертный зал сможет с ним сравниться. Не могу не упомянуть и канатную дорогу — еще один объект, украсивший наш город. Она связала над Москвой-рекой смотровую площадку на Воробьевых горах со стадионом «Лужники». Фактически в городе впервые появился новый вид транспорта — воздушный.
В фаворитах — «Лужники» и «Зарядье»
— Вы неоднократно называли стадион «Лужники» в числе Ваших самых любимых объектов. Появился ли другой «фаворит»?
— Я действительно считаю «Лужники» выдающимся объектом и горд, что нам удалось создать этот, без всякого преувеличения, шедевр. Причем, так думаю не только я: стадион получил высочайшую оценку на мировом уровне. Стадион принял в этом году матчи чемпионата мира по футболу. По общему мнению специалистов и экспертов, он признан одним из лучших в мире и по оснащению поля, и по видимости с трибун и другим удобствам для зрителей, и по системе безопасности, и по скорости освобождения трибун. Специальная комиссия Stadiumdb.com признала «Лужники» лучшей футбольной ареной в мире (на втором месте «Ю Арена» во французском Нантере, на третьем — «Мерседес-Бенц Стэдиум» в Атланте (США). В этом году, как я уже говорил, мы открыли еще один уникальный объект — концертный зал «Зарядье». Не могу не восхищаться мастерством всех, кто приложил свои силы, свой талант к его созданию. Открытие филармонии стало знаковым событием в мире культуры не только всей страны, но и в мировом масштабе. На церемонии открытия присутствовал президент России Владимир Владимирович Путин, который назвал концертный зал «сердцем и душой уникального парка в самом сердце нашей столицы» и «в полном смысле слова музыкальным комплексом будущего». Органичное «вхождение» в общий ландшафт парка, уникальная «стеклянная кора», полностью трансформируемые залы, потрясающая акустика, качество которой оценили выдающиеся специалисты-акустики из Японии, наш выдающийся дирижер Валерий Гергиев, звезда мировой оперы Анна Нетребко, знаменитый пианист Денис Мацуев и другие известные музыканты, а также архитекторы, инженеры, дизайнеры… Скажу без всякого преувеличения, создан по-настоящему мировой шедевр.
К переезду готовы!
— Как оцениваете ход программы реновации? Все ли получается?
— Самое главное, что программа, несмотря на все наши опасения, пошла. И идет, кстати, даже более высокими темпами, чем мы ожидали. Сотни семей уже переселились в новое жилье, тысячи москвичей готовятся к переезду. Поясню, что переезжают они в те дома, которые были построены по другим программам, но адаптированы под высокие стандарты программы реновации. Это один из важнейших шагов мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина навстречу жителям: в тех кварталах, где есть пятиэтажки под снос и где уже построены новые дома по другим программам, людям не пришлось и не придется ждать, когда построят стартовые дома — свои жилищные условия они смогут улучшить уже сейчас. В этой связи я бы хотел особо отметить казенное предприятие «Управление гражданского строительства» во главе с Дамиром Газизовым. Они проводят колоссальную, сложнейшую работу, чтобы привести эти дома к стандартам программы реновации. Ведь не секрет, что проще построить новый дом с нуля, чем вносить «коррективы» в уже готовый объект. Так вот люди, которые переселяются в эти дома, довольны и качеством работы, и условиями, которые им там созданы. Мы сконцентрировали все свои силы на поиске стартовых площадок, потому что чем больше мы их найдем в районе проживания, тем большее количество людей быстрее переедет. У нас сейчас 295 стартовых площадок на 4,8 миллионов квадратных метров.
— Как будет решаться вопрос с парковочными местами в кварталах реновации? Эта проблема волнует многих.
— Парковок будет больше, чем сейчас в этих кварталах имеется. Потому что еще на стадии формирования программы мэр пошел навстречу пожеланиям жителей, и соответственно в ней все предусмотрели. Все кварталы мы совершенно точно обеспечим необходимым количеством парковочных мест. Будет три вида парковок: плоскостные, отдельно стоящие многоуровневые и, там, где это возможно, подземные. Конкретный набор и место размещения будем уточнять, исходя из особенностей конкретного района и квартала, ведь каждый из них индивидуален. Будем учитывать и количество переселяющихся жителей, и число домов, которые требуется для этого построить. Есть и другие составляющие: тип и высотность зданий, размещение рядом садиков, школ, предприятий соцкультбыта, зеленых зон, ну и так далее. Очень важный вопрос — как пройдут коммуникации. Вот это все в комплексе влияет на выбор того или иного типа парковки. Поэтому единой формулы нет и быть не может. Я больше скажу: при разработке проектов планировки территорий кварталов реновации мы сформируем еще и сквозную улично-дорожную сеть. То есть микрорайоны будут проницаемыми, и улочки между домами можно будет использовать как дополнительное парковочное пространство.
В Новую Москву — на метро
— Транспортная доступность — один из важнейших вопросов и для развития Новой Москвы. Одна ветка метро туда уже пришла — Сокольническая. Ее продлевают дальше, в Коммунарку. Когда это произойдет, и какие линии метро еще придут в ТиНАО?
— Что касается участка Сокольнической ветки от «Саларьево» до «Столбово», что в Коммунарке, где у нас формируется крупнейший в ТиНАО административно-деловой центр, то работы там сейчас на завершающей стадии. Напомню, что на участке четыре станции — «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». Думаю, что до конца года обеспечим строительную готовность, с тем чтобы уже в 2019 году там смогли поехать поезда с пассажирами. Кроме того, станция «Столбово» будет пересадочной на другую ветку, которая придет сюда же, в Коммунарку, от станции «Улица Новаторов» Большой кольцевой линии. Работы на этой новой — Коммунарской — линии метро начались летом этого года. Состоять она будет из двух участков: от станции «Севастопольский проспект» (с пересадкой на «Крымскую» МЦК) до «Улицы Новаторов» БКЛ и от нее — до «Столбово». А дальше от «Столбово» метро дотянем до Троицка.
Во-вторых, хочу напомнить, что в этом году мы открыли семь станций метро Солнцевского радиуса желтой ветки, включая станцию «Рассказовка», что в Новомосковском округе. То есть жители Новой Москвы получили еще одну станцию метро. Эту ветку мы будем тянуть дальше — до аэропорта «Внуково». Длина участка, который планируем ввести в 2022 году, составит более пяти километров, на нем расположатся две новые станции: «Пыхтино» и «Внуково». Таким образом, международный аэропорт «Внуково» станет единственным в России, который будет иметь собственную станцию метро. Это колоссально разгрузит сразу несколько других станций метро («Юго-Западную», «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Новопеределкино», «Рассказовку»), существенно свободнее станет на Ленинском проспекте и Киевском шоссе, на Мичуринском проспекте и Боровском шоссе, на соответствующих участках МКАДа.
Кроме того, на западном направлении метро придет в Рублево-Архангельское. Оно возьмет начало от станции БКЛ «Улица Народного Ополчения». Придет метро и в Щербинку — побудущей Бирюлевской линии метро от станции БКЛ «Кленовый бульвар» через столичные районы Восточное и Западное Бирюлево.
БКЛ как основной проект метростроения
— Как продвигается строительство Большой кольцевой линии?
— Как я уже говорил, первый участок БКЛ мы запустили еще в конце февраля, и пассажиры им пользуются, причем, с момента запуска пассажиропоток только растет. С запуском этого участка Большого кольца на 16 процентов разгрузилась станция «Полежаевская», на 13 процентов — «Динамо», на 15 процентов — Таганско-Краснопресненская и Замоскворецкая линии. Снята часть пассажиропотока с перегруженной Кольцевой линии. Более 400 тысяч жителей пяти районов Москвы получили метро в пешей доступности, и на дорогах стало свободнее, что отмечают и автомобилисты. Но главное — экономия времени в пути: если до его запуска путь от «Делового центра» до «Динамо» (где теперь пересадка на «Петровский парк» БКЛ) занимал полчаса, сейчас — 12-15 минут, почти вдвое меньше! Второй участок БКЛ, от «Петровского парка» до «Савеловской», повторюсь, введем до конца этого года. С «Савеловской» можно будет пересесть на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской ветки метро, обеспечим удобный выход к Савеловскому вокзалу. К лету будущего года там будет сформирован один из крупнейших ТПУ, который объединит пассажиропотоки двух линий метро, железной дороги и наземного транспорта. Самое важное, что работы развернуты на всех участках Большого кольца. И запускаем линию, и дальше будем запускать не отдельными станциями, а целыми участками. Тем самым мы постепенно снижаем нагрузку на метрополитен, на дороги, обеспечивая все большее и большее число горожан метро в пешей доступности, предоставляя альтернативные варианты пересадок. Я уже говорил, что БКЛ — это наш основной проект метростроения до 2023 года. Работы идут в соответствии с графиком, более того, даже рассматриваем возможность сократить сроки ввода ряда станций. Например, теоретически станция «Рубцовская» по плану должна быть готова в 2021 году, но, может быть, мы ее запустим и раньше: в начале 2020 года. До конца 2021 года планируем построить четыре участка БКЛ: западный (между станциями «Хорошевская» и «Можайская»), юго-западный (между станциями «Проспект Вернадского» и «Можайская»), южный (между станциями «Проспект Вернадского» и «Каховская») и северо-восточный (между станциями «Авиамоторная» и «Савеловская»). По сути, это составит 50% от общей протяженности всей линии, то есть половина кольца уже поедет с пассажирами. Строительство остальных участков планируем завершить в 2023 году, и тогда кольцо полностью замкнется. В итоге пассажиры получат 19 новых пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, пять — на первоочередные МЦД и 11 пересадок на станции радиальных железнодорожных линий. Миллионы пассажиров смогут существенно экономить время в пути. Не стоит забывать и о том, что в зоне влияния БКЛ находится большинство кварталов реновации плюс территории промзон, которые будут реорганизованы в новые современные районы с комплексной застройкой, включая недвижимость для создания рабочих мест, жилье. То есть мы обеспечиваем им удобную транспортную доступность: жители новых кварталов смогут за считанные минуты дойти до новых станций БКЛ и «нырнуть» в подземку, чтобы быстро добраться до нужной точки Москвы. Пассажиропоток второго кольца составит, по прогнозам, не менее полумиллиона пассажиров в год.
МЦД — новое наземное метро
— Сейчас много говорят о Московских центральных диаметрах. По сути, это новые наземные ветки метро, которые свяжут столицу с областью. Что дадут они москвичам и жителям области? И когда могут быть готовы?
— Создание Московских центральных диаметров — еще один мегапроект, который город реализует совместно с ОАО «РЖД» и правительством Московской области. Хочу подчеркнуть, что мы не просто строим и модернизируем железнодорожные ветки, а грамотно их интегрируем в уже существующую транспортную систему. Судите сами: из почти восьми миллионов человек, живущих за МКАДом, а это как жители Подмосковья, так и москвичи, постоянно проживающие за городом, примерно 2,5 миллиона ежедневно совершают поездки в Москву и обратно. А в летний период — еще больше. Это колоссальная нагрузка на мегаполис. Поэтому одним метро проблемы не решить, а вот диаметры, которые свяжут ближайшие пригороды напрямую, — отличная находка. Всего планируется создать до 17 таких сквозных маршрутов — диаметров. Из них первые два уже строятся: от Лобни до Одинцово и от Нахабино до Подольска. К концу 2019 года могут быть готовы. Что они дадут пассажирам? Прежде всего, существенно сэкономят их время в пути: если сейчас, чтобы доехать из Нахабино в Подольск на электричке, нужно потратить около трех часов, причем, в основном пересаживаясь на другой поезд (прямых маршрутов очень мало), то с запуском диаметра время сократится в 1,8 раз. Это огромный плюс для почти 700 тысяч жителей Нахабино, Подольска, Красногорска, а также для десятков тысяч москвичей, живущих в районах, через которые пройдет диаметр. Доехать из Одинцово в Лобню (или в обратном направлении) можно будет на 40 минут быстрее, чем сейчас, когда люди едут на электричке в среднем полтора часа. Этот диаметр на пять процентов разгрузит улично-дорожную сеть, на 25 процентов — центральные вокзалы, где сейчас людям приходится делать пересадку, и от 10 до 16 процентов составит сокращение нагрузки на метрополитен. Диаметры будут интегрированы с метро и Московским центральным кольцом. Наша задача — чтобы железная дорога выполняла функцию полноценного наземного метро в общей сети городского транспорта. Это станет настоящим транспортным прорывом для Москвы.
Оценка высшей пробы
— Марат Шакирзянович, главная цель, поставленная городскими властями, — превратить Москву в лучший мегаполис в мире. Как выглядит сегодня наша столица на фоне других мегаполисов мира? Чем мы можем гордиться?
— В плане скорости и решительности изменений, направленных на модернизацию городской среды, Москва проявляет себя сегодня безусловным лидером. Смена транспортной парадигмы, развитие общественных пространств, благоустройство, появление конкурентоспособной на мировом уровне индустрии развлечений, градостроительные проекты с привлечением лучших мировых архитекторов — все это было реализовано у нас менее чем за десятилетие. Мало кто верил, но это произошло. С 2011 года Москва заметно преобразилась. Выбранный главный вектор — полицентрическое развитие — и его основной драйвер — бурное транспортное строительство с формированием единого Московского транспортного узла — привели к тем изменениям, которые мировое урбанистическое сообщество не могло не заметить и не оценить. Ежегодно мы заказываем международные исследования ведущим рейтинговым агентствам мира, по итогам которых составляется рейтинг мегаполисов. И практически по всем параметрам Москва сегодня занимает верхние строчки: и по развитию скоростного общественного транспорта, и по созданию комфортных общественных пространств, и по наиболее удачным проектам комплексного освоения территорий, и по числу зеленых зон. Если взять интегральный показатель, а их порядка 14 — транспортная доступность, экологичность, доступ к различным сервисам и так далее, — Москва вошла в первую пятерку наряду с Лондоном, Парижем, Нью-Йорком и Берлином. Я считаю, что это очень хороший результат. Кроме того, мегаполис наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем, Берлином и Барселоной вошел в группу «городов – альтруистов», достигших максимального уровня развития инфраструктуры и услуг при рачительном отношении к ресурсам и контролируемом воздействии на окружающую среду, а по комфортности проживания столица России заняла пятое место. Аналогичное место мы заняли и по интенсивности строительства недвижимости, характеризующегося сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости. Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства. Именно эту задачу и поставил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще в конце 2010 года. Мы ее и выполняем.
Я бы хотел особенно подчеркнуть, что самый главный капитал города — это его жители. Ради них мы и работаем. Все проекты и программы, реализуемые в Москве, нацелены на то, чтобы через пять лет горожане смогли сказать — мы живем в комфортном городе и не променяем его на ни какой другой. Что это значит? Это значит, что у людей есть новое современное жилье с благоустроенными дворами, с поликлиникой в шаговой доступности с современными медицинскими услугами, с детским садом и школой, построенными по новым образовательным стандартам, рядом с домом, со спортивными площадками, развлекательными центрами и многофункциональными пространствами. Это значит, что москвичи могут свободно и быстро добраться из пункта «А» в пункт «Б» по Москве на личном и общественном транспорте, причем, всегда имеют альтернативу. Это значит, что людям созданы условия для комфортных прогулок по паркам, пешеходным зонам, набережным и общественным зонам. Поэтому им нравится жить в Москве, и они не хотят никуда уезжать. Вот именно такая оценка нашей работы будет самой главной для нас. Оценкой высшей пробы. Уверен, мы ее обязательно получим. Будем к этому стремиться.
Наталья Есипова
stroimos.mirtesen.ru
Около 185 км линий, более 70 станций метро и девять электродепо построят в столице до конца 2027 года, сообщил руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.«До конца 2023 года нам предстоит проложить 119 км линий метро, возвести 47 станций и пять электродепо для обслуживания и...
«С днем рождения, мосметро! Метро Москвы – это 84 года безостановочной работы, 8,5 млн пассажиров в день, 261 станция в пешей доступности для 88% горожан, 57 тысяч сотрудников, новые комфортные поезда, современные сервисы, яркие культпроекты...
«2018-й вошел в историю столицы как год метро. Построено и введено 33 км новых линий, 17 станций и три электродепо. Такие объемы не вводились никогда за всю историю московского метростроения. Мы сдела…
«Сейчас мы прорабатываем градостроительную документацию и готовимся к строительству. Длина Бирюлевской линии составит ориентировочно 34 км, на ней разместится 14 станций», – рассказал М. Хуснуллин в э…
«В 2018 году мы ввели 17 станций метро, 33 километра линий, два депо. Такого объема никогда не вводили за всю историю. В этом году удастся построить примерно 33 километра линий метро, 14-15 станций. В…
«В настоящее время работы развернуты по всем участкам Большой кольцевой линии метро. В 2019 году мы планируем открыть две станции: «Лефортово» и «Авиамоторную». Но пока кольцо не замкнется, они будут …
«Утверждена и реализуется программа по удвоению протяженности столичной подземки. За восемь лет город построил 45% от существовавшей ранее сети. Мы планируем завершить строительство самой большой в ми…
«ТПУ обеспечит комфортную пересадку между станциями метро «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской и Большой кольцевой линий, железнодорожными платформами Московских центральных диаметров и Савеловским…
«2018-й – год метро, протяженность московской подземки увеличилась на 33 км. С учетом открытия станции «Савёловская», которое состоится в конце этой недели, в столице будет введено 17 новых станций. Т…
Об этом сообщил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «До конца 2023 года в столице планируется построить и открыть ещ…
«Уходящий год можно назвать Годом метро. Метростроители установили несколько выдающихся рекордов. Город стал ближе для миллиона москвичей. Они учатся, работают и живут рядом с открытыми в этом году ст…
«Принятая 8 лет назад мэром Москвы Сергеем Собяниным программа развития сети метрополитена дала положительный результат. За прошедшие годы метро пришло в 14 районов, где ранее не было станций, то есть…
Запуск всей Большой кольцевой линии метро позволит разгрузить радиальные ветки столичной подземки на 15-30%, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Мара…
33 тоннелепроходческих механизированных комплекса (ТПМК) задействовано на строительстве метро в Москве. При этом 27 из них находятся в работе. Об этом сообщил журналистам заместитель мэра Москвы по во…
Строители приступили к сооружению ограждающих конструкций станции "Воронцовская" Большой кольцевой линии Московского метрополитена «Началось строительство станционного …
55 станций метро планируется построить до конца 2020 года, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Еже…
Проездные билеты «Единый» с дизайном, посвященным открытию трех новых станций Люблинско-Дмитровской линии, появились в кассах Московского метрополитена. Билеты выпустили тиражом 150 тысяч экземпляров.…
Северный радиус (полукруг) Большой кольцевой линии (БКЛ) метро планируется запустить в 2020 году, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.…
Участок Кожуховской линии метро с четырьмя станциями планируется запустить к концу лета, сообщил журналистам в субботу заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Ма…
Протяженность московского метрополитена выросла на 30% за последние семь лет, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. …
Более 50 км линий метро, порядка 25 станций и три депо для обслуживания поездов планируется построить в 2018 году. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и стро…
Нынешний год в столице пройдет под знаком открытия новых станций метро, заявил заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. По его словам, за 2017 год создан большо…
Протяженность московского метрополитена выросла на 30% за последние семь лет, сообщил заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. …
На выходные участок Замоскворецкой линии метро от "Войковской" до "Речного вокзала" в Москве закроют из-за ввода станции "Ховрино". В Москве участок Замоскворецкой линии метро 23 и 24 декабря будет…
Более 50 км линий метро, около 25 станций и три депо для обслуживания поездов столичной подземки планируется ввести в 2018 году, сообщил сегодня журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам градост…
Пассажирское движение на первом участке Большой кольцевой линии метро (Третьего пересадочного контура) от станции «Деловой центр» до «Петровского парка» планируется запустить в ближайшее время, сообщи…
20,6 км линий и девять станций метро построено в столице в этом году, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в ходе доклада по итогам го…
В 2017 году в столице построено 20,6 км линий и девять станций метро. Об этом заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в ходе доклада по ит…
Градостроительные решения о строительстве новых радиальных линий метро в Москве будут приняты летом следующего года. Об этом заявил заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостро…
Рассматривается возможность строительства новых радиальных линий метро в столице, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. …
Участок Калининско-Солнцевской линии метро от «Раменок» до «Рассказовки» с семью станциями в основном будет готов к концу 2017 года, заявил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной полити…